last-tochka.ru

Выбираем медицинскую организацию для медосмотров. Медицинские осмотры для сотрудников с вредными условиями труда: что нового? Лицензия на проведение периодического медицинского осмотра

Обязательным документом, являющимся для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере транспортных перевозок, становится лицензия предрейсового медицинского осмотра .

Все водители обязаны проходить предрейсовый осмотр. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ (последняя редакция), в том числе сотрудники, кто не принимает участие в транспортных перевозках, а просто едет на служебном автомобиле за рулем.

В Москве лицензию выдает Департамент Здравоохранения , где создан специальный отдел. В Московской области все происходит точно так же – Министерство Здравоохранения, отдел лицензирования .

В других муниципальных образованиях страны есть собственные Департаменты Здравоохранения с отделами лицензирования медицинской деятельности. Управляет процессом Минздрав РФ .

Росздравнадзор ведет реестр лицензированных организаций и предпринимателей. Можно на официальном сайте ведомства.

Кому необходима?

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 15 декабря 2014 г. N 835н , однозначно гласит, что может быть получена, как небольшими транспортными компаниями, так и огромными фирмами.

Она нужна ИП и организациям , которым необходимо проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры. Сертифицированный сотрудник проведет:

  • измерение артериального давления;
  • измеряет температуру тела;
  • визуальный осмотр кожи, слизистой рта, глаз;
  • тест на алкоголь, наркотики;
  • собеседование, на предмет психического состояния;
  • общая оценка состояния здоровья.

Важно! Все данные вносятся в специальный журнал. Отклонения от нормы врач обязан зафиксировать в медкарте сотрудника. При успешном прохождении медосмотра, в путевой лист ставится соответствующая отметка, свидетельствующая о полном служебном соответствии.

Требования

Существую определенные нормы, касающиеся кабинета и медицинских приборов, согласно Постановление Правительства РФ № 291 от 16.04.2012 г. «О лицензировании медицинской деятельности» , Приказ Минздрава РФ № 121Н от 11.04.2013 г. , Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 835н.

Помещение

  • помещение должно размещаться в удобном месте, с хорошим естественным освещением;
  • площадь не менее 12 кв.м;
  • обязательно присутствие раковины с краном проточной воды;
  • дополнительно кабинет освещается дневными лампами;
  • шкаф для верхней одежды.

Оборудование

  • два фонендоскопа, бактерицидная лампа;
  • несколько термометров;
  • два прибора для измерения А/Д, два алкотестера;
  • не менее десяти тестовых полоски для экспресс-анализа на наркотики;
  • развернутая информация об оборудовании — марка, модель, год выпуска, копии сертификатов изделий;
  • копии договоров на .

Требования несложные, но необходимые.

О требованиях к помещению и оборудованию, при , читайте в статье по ссылке.

Необходимые документы, чтобы получить разрешение

Все начинается с простых требований. Предприниматель предоставляет :

  • диплом об образовании;
  • квитанцию об оплате госпошлины;
  • свидетельство на предпринимательскую деятельность.

В свою очередь, каждый пункт, указанный в списке выше, требует свой пакет документов. Ниже размещен полный перечень справок, копий и квитанций, требуемых Росздравнадзором :

  • копия св-в ОГРН, ИНН;
  • нотариально заверенная копия устава компании;
  • свежая выписка из ЕГРЮЛ;
  • копия акта проверки СЭЗ ;
  • копия договора аренды помещения;
  • квитанция оплаты госпошлины (7500 руб.) ;
  • копии личных документов сотрудников – паспорт, ИНН, сертификаты, дипломы, пенсионное свидетельство.

Руководителю компании

Необходимо предъявить диплом о высшем медицинском образовании по специальности «Лечебное дело». Если такового нет, тогда предъявляется диплом заместителя руководителя компании по медицинской части.

Сотрудникам кабинета

  • Сертификат на проведение предрейсовых осмотров непосредственно фельдшера или врача, работающего в кабинете с водителями.
  • Диплом об образовании (высшем или среднем медицинском).
  • Удостоверение Наркодиспансера о прохождении обучения по программе подготовки по вопросам проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров.

Алгоритм получения

  1. Получаем развернутую консультацию в Росздравнадзоре (если таковая необходима).
  2. Собираем указанные документы в единый пакет.
  3. Получаем заключение СЭЗ о санитарном состоянии помещения.
  4. Передаем пакет в Росздравнадзор.
  5. Ожидаем проверку сотрудниками лицензирующего отдела на выявление недочетов.
  6. Получаем лицензию.

Справка! Готовый пакет можно предоставить лично в Росздравнадзор, можно направить электронной почтой, курьером или Почтой России. Любой из вариантов приемлем.

Сроки рассмотрения, предусмотренные законом, 45 дней .

Стоит учитывать особенности подвижного характера законодательства. В любой момент может быть увеличен список для предоставления в Росздравнадзор.

Существует ряд юридических компаний, которые с удовольствием и профессионализмом, решат ваши проблемы за более короткие сроки, избавив от утомительной рутинной работы. Но уже за определенные деньги.

Срок действия, переоформление и приостановление

Сроки действия законом не ограничены. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015, с изменениями от 01.01.2017).

Приостановление действия лицензии возможно, если есть вопиющие нарушения закона. До полного устранения недостатков работать запрещается.

Возможный вариант – переоформление лицензии в связи с изменением паспортных данных владельца, обнаружения неточностей, изменение юридического адреса и т. п.

Работа без разрешения

Претензии со стороны официальных органов возможны, если не проводятся лицензированнные медосмотры. Предусмотрена ответственность за допуск водителя к работе в состоянии алкогольного опьянения. Любые споры разрешаются судебным порядком

Внимание! Штрафы солидные за допуск к работе водителей, не соответствующих нормам законодательства. Ранее штрафы доходили до уровня 30-50 000 рублей. Просто надо знать, что они растут.

Более подробно о можно узнать в статье по ссылке.

Сумев предъявить хорошо оборудованный кабинет и полный пакет документов, вы без проблем получите разрешение на право организации предрейсового медосмотра.

Уважаемая Лариса! Считаю, что медицинская организация вправе осуществлять деятельность по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров выездными бригадами не по месту осуществления деятельности, указанному в лицензии.

На основании пп. 46 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию. Порядок лицензирования медицинской деятельности и лицензионные требования определены Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании).

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании - под медицинской деятельностью понимается выполнение работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

К такой деятельности в соответствии с Перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, а также пп. 1 п. 7 Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных приказом Минздрава РФ от 11.03.2013 N 121н (далее - Требования), относятся в том числе работы (услуги) по проведению медицинских осмотров (как предварительных, так и периодических).

Согласно п. 28 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н (далее - Порядок), для прохождения периодического осмотра работник обязан прибыть в медицинскую организацию. Вместе с тем ни Порядок, ни Требования, ни Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не содержат запрета на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров выездными бригадами.

Согласно п. 1 ст. 15 Закона N 99-ФЗ в лицензию включаются сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

В силу п. 8 ст. 3 Закона N 99-ФЗ место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может как совпадать, так и не совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

Из приведенного определения следует, что в лицензии указываются все соответствующие лицензионным требованиям объекты, принадлежащие лицензиату на любом законном основании и имеющие почтовый адрес, на территории которых лицензиат фактически ведет деятельность, организовывает рабочие места и т.д. (например обособленные подразделения).

Пунктом 1 ст. 18 Закона N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что лицензия подлежит переоформлению в случаях изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. До переоформления лицензии лицензиат не вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии (п. 2 ст. 18 Закона N 99-ФЗ).

По смыслу приведенных норм Закона N 99-ФЗ, если рабочие места для сотрудников лицензиата по месту оказания услуг для ведения деятельности не образуются и работники не находятся в данных местах ежедневно, а кратковременно выезжают для эпизодического оказания услуг, то и новых мест осуществления лицензируемого вида деятельности не образуется. В случае же, если сотрудники лицензиата постоянно ежедневно находятся по адресу контрагента для оказания периодической услуги (т.е. фактически для них там образуются рабочие места), это свидетельствует об осуществлении систематической деятельности не по месту, указанному в лицензии.

Такая деятельность, как показывает судебная практика, может рассматриваться как осуществляемая с нарушением условий лицензии.

Таким образом, медицинская организация вправе организовывать оказание услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров выездными бригадами. Косвенно данный вывод подтверждается и тем, что региональными и федеральными исполнительными органами власти издаются нормативные акты, упоминающие о такой возможности.

Вместе с тем, ля получения официальных разъяснений по данному вопросу рекомендуем Вам обратиться в Министерство здравоохранения РФ по почте (127994, ГСП-4, г. Москва, Рахмановский пер, д. 3) или путем заполнения формы электронного обращения на официальном сайте ведомства (http://www.rosminzdrav.ru/reception/appeals/new).

Если Вам необходима квалифицированная юридическая помощь - напишите мне в чат.

С уважением, адвокат Адвокатской Палаты Санкт-Петербурга, кандидат медицинских наук, магистр медицинского права Штерн Сергей Борисович.

Если кандидат откажется пройти обязательный медосмотр, можно ли его принять на работу?
Нет, нельзя.

Какие сотрудники, работающие в тяжелых условиях, обязаны проходить полный медосмотр ежегодно?
Лица в возрасте до 21 года.

Кто должен платить за обязательный медосмотр – работник или работодатель?
Работодатель.

С 1 января 2012 года вступил в силу новый Порядок проведения обязательных медицинских осмотров1, а именно:

  • перечень вредных, опасных производственных факторов, при которых проводятся медосмотры (далее – Перечень 1);
  • перечень работ, при выполнении которых проводятся медицинские осмотры работников (далее – Перечень 2);
  • порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными, опасными условиями труда (далее – Порядок).

Давайте сравним нормы действующего приказа и отмененных им документов. Выясним, как обычные производственные факторы могут быть признаны вредными и опасными. Узнаем, зачем проводятся периодические обследования работников и какие сотрудники подлежат обязательному медосмотру.

Изменение 1. Определена цель проведения медосмотров

Изменилась цель проведения медицинских осмотров. Ранее они проводились, чтобы выявить и компенсировать вред, причиненный здоровью работника. Теперь основной их задачей являются профилактика, предупреждение и раннее выявление заболеваний. Давайте выясним, зачем нужны медосмотры.

Обязательные предварительные медицинские осмотры (далее – предварительные осмотры) проводят при поступлении на работу, чтобы определить до заключения трудового договора, может ли кандидат претендовать на должность по состоянию здоровья, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний. Обязательные периодические медицинские осмотры (далее – периодические осмотры) проводят в течение всего срока работы в организации, чтобы (п. 3 Порядка):

  • наблюдать за состоянием здоровья работников и своевременно выявлять заболевания (в том числе профессиональные);
  • обнаруживать ранние признаки воздействия вредных, опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формировать группы риска;
  • выявлять заболевания, которые являются медицинскими противопоказаниями для продолжения работы;
  • своевременно проводить профилактические и реабилитационные мероприятия для сохранения здоровья и восстановления трудоспособности работников;
  • своевременно выявлять, предупреждать распространение, проводить профилактику инфекционных заболеваний;
  • предупреждать несчастные случаи на производстве.

Внимание!
Утратили силу некоторые документы, которые регламентировали порядок проведения обязательных медосмотров до 1 января 2012 года.

Документы в тему

Документ Поможет вам
Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – Приказ № 302н) Ознакомиться с перечнем вредных, опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, и Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными, опасными условиями труда
Статьи 69, 76, 212, 213, 266 ТК РФ Узнать, какие предусмотрены правила прохождения медосмотров для работников и работодателей

Изменение 2. Установлены производственные факторы и виды работ, при которых обязательно проводятся медосмотры

Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры должны проходить работники, которые подвергаются воздействию вредных производственных факторов (указаны в Перечне 1) и выполняют определенные виды работы (предусмотрены Перечнем 2). Направить на медосмотр сотрудника нужно, если его работа связана с:

  • химическими факторами (например, аллергены, канцерогены, азоты, сера, медь, золото, серебро, олово, ртуть, свинец и их соединения);
  • биологическими факторами (например, ферментные препараты, биологические токсины);
  • физическими факторами (например, ионизирующее, ультрафиолетовое излучение; электрическое, магнитное поле; вибрация, ультразвук);
  • факторами трудового процесса (например, физические и зрительные перегрузки).

Пример

ООО «Альт» производит фармацевтическую продукцию, используя вредные химические вещества. Сотрудники бухгалтерии и кадров находятся в отдельном здании, но на той же территории. Чтобы определить, подвергаются они вредному воздействию или нет, провели аттестацию рабочих мест. В результате было установлено, что содержание в воздухе химических веществ находится в норме. Проводить обязательные медосмотры по причине воздействия химических факторов не нужно.

Внимание!
Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя (ст. 212 ТК РФ)

Направить сотрудников на медосмотры также необходимо, например, если они работают на высоте, под водой, под землей, в районах Крайнего Севера, в военизированной охране, инкассации, службе спасения; в пищевой промышленности, в сфере общественного питания; в лечебно-профилактических учреждениях, родильных домах, больницах; в образовательных, детских оздоровительных организациях; в организациях бытового обслуживания, бассейнах.

Пример

В детский лагерь «Волна» требуется инспектор отдела кадров. Все сотрудники детских оздоровительных организаций должны проходить предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу (п. 19 Перечня 2). Поэтому администрация допустила кадровика к работе только после прохождения медосмотра.

Лица, которые обязаны проходить медосмотры

Лица, подлежащее медосмотру Вид медосмотра Цель медосмотра Основание
Лица, не достигшие 18 лет Предварительный (до 18 лет – ежегодный) Статьи 69, 266 ТК РФ
Поступающие на работу с тяжелыми, вредными, опасными условиями труда Предварительный Определить состояние здоровья для пригодности к работе Часть первая ст. 213 ТК РФ
Поступающие на работу, связанную с движением транспорта
Занятые на тяжелых работах, с вредными, опасными условиями труда Периодические (до 21 года – ежегодный) Определить состояние здоровья для пригодности к работе и предупредить профзаболевания Часть первая ст. 213 ТК РФ
Занятые на работе, связанной с движением транспорта
Занятые в пищевой промышленности, общественном питании и торговле, водопроводных сооружениях, лечебнопрофилактических, детских учреждениях и др. Предварительный и периодические Охранять здоровье населения, предупредить возникновение и распространение заболеваний Часть вторая ст. 213 ТК РФ
Работа которых связана с источниками повышенной опасности, работающие в условиях повышенной опасности Психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет Определить пригодность к работе по состоянию психического здоровья, а также к работе в условиях повышенной опасности Часть пятая ст. 213 ТК РФ

Изменение 3. Указаны специалисты, проводящие медосмотры, и требования к ним

По ранее действующему порядку основным лицом, проводящим предварительные и периодические осмотры, был лечащий врач (например, врач-терапевт здравпункта, цеха или семейный врач).

Новый порядок устанавливает, что для проведения медосмотров лечебное учреждение формирует врачебную комиссию, в состав которой включаются врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие повышение квалификации или имеющие сертификат по специальности «профпатология» (п. 5 Порядка).

Какой специалист должен дополнительно осмотреть работников, зависит от вредного производственного фактора или вида работ. Например, если сотрудник подвергается тепловому излучению, то в состав медкомиссии нужно включить дерматовенеролога, невролога и офтальмолога (п. 3.10 Перечня 1), если сотрудник выполняет работы под водой, то он должен пройти осмотр у невролога, оториноларинголога, офтальмолога, хирурга и стоматолога (п. 11 Перечня 2). Во всех случаях врачебную комиссию возглавляет врач-профпатолог.

Изменение 4. Определен порядок выявления вредных факторов на рабочем месте

С введением нового Порядка производственные факторы могут быть признаны вредными по результатам аттестации рабочих мест. В качестве источника информации о наличии вредных факторов могут использоваться результаты лабораторных исследований, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля. Выявить «вредность» можно на основании эксплуатационной, технологической и иной документации на машины, оборудование и сырье, которые работодатель применяет в своей деятельности (п. 19 Порядка).

Пример

В ходе аттестации рабочих мест в цехе № 2 был выявлен вредный фактор – производственный шум. Комиссия указала в картах аттестации рабочих мест о необходимости проведения медосмотров один раз в год.

Если в организации аттестация рабочих мест не проводилась, но сотрудники выполняют работу, указанную в Перечне 2 или связанную с вредными факторами Перечня 1, то направлять на медосмотры нужно всех работников.

Пример

ООО «Докон» открывает производство стройматериалов с использованием природных асбестов, глины и цемента (п. 1.1.4.3 Перечня 1). Поскольку аттестация рабочих мест еще не проводилась, все поступающие на работу сотрудники были направлены на предварительный медосмотр.

Изменение 5. Установлены требования к медицинским учреждениям

Предварительные и периодические осмотры могут проводить медицинские организации любой формы собственности, если они имеют разрешение на их проведение, а также на экспертизу профессиональной пригодности (п. 4 Порядка). При этом в новом Порядке не указано, должно ли медучреждение обладать лицензией, как это было предусмотрено ранее действующими нормами.

Давайте разберемся в этом вопросе. Медицинская деятельность включена в перечень услуг, на которые требуются лицензии2. Чтобы медорганизация могла проводить осмотры, лицензия должна иметь приложение, в котором будет указан перечень услуг, в том числе и медицинские осмотры (предварительные, периодические)3. Поэтому необходимо получить лицензию на данный вид деятельности.

ЗАКОН ПРОТИВ ПРАКТИКИ

На практике

Работодатели часто проводят медосмотры своих сотрудников в собственном медпункте (например, предрейсовые медосмотры водителей) без получения лицензии на эту деятельность4.

В законе

Медицинская деятельность является лицензируемой2. Никаких исключений для медосмотров, которые работодатель организует для собственных нужд, законодательство о лицензировании не предусматривает.

Что будет, если…

Если организация будет оказывать услуги по проведению медосмотров для сторонних организаций, ее могут привлечь к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях: для должностных лиц предусмотрен штраф от 4000 до 5000 рублей, а юридических лиц – от 40 000 до 50 000 рублей. При этом привлечь работодателя за проведение медосмотров без лицензии только для своих сотрудников сложно.

4 Правомерность таких действий подтверждена постановлением ФАС Северо-Кавказского
округа от 5 августа 2009 г. № А53-3470/2009.

ЗАПОМНИТЕ ГЛАВНОЕ

Отмечают эксперты, которые приняли участие в подготовке материала:

Екатерина ПРОХОРОВА,
юрист, заместитель главного редактора журнала «Кадровое дело»:

– Изменилась цель проведения медосмотров. Ранее они проводились, чтобы выявить и компенсировать вред, причиненный здоровью работника. Теперь основной их задачей являются профилактика, предупреждение и раннее выявление заболеваний.

Екатерина КУЗНЕЦОВА,
заместитель начальника управления охраны труда НИИ труда и социального страхования (Москва):

– Производственные факторы могут быть признаны вредными по результатам аттестации рабочих мест. Кроме того, в качестве источника информации о наличии вредных факторов могут использоваться результаты лабораторных исследований, полученные в рамках контрольнонадзорной деятельности, производственного лабораторного контроля.

Диана КОНЬКОВА,
советник отдела правового регулирования в сфере труда Правового управления Федеральной службы по труду и занятости (Москва):

– Медицинская деятельность включена в перечень услуг, на которые требуются лицензии. Чтобы медицинская организация могла проводить осмотры, лицензия должна иметь приложение, в котором будет указан перечень услуг, в том числе и медосмотры (предварительные, периодические).

1 Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

2 Подпункт 46 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

3 На основании п. 10 Положения и Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. № 30.

  • Охрана труда, предотвращение несчастных случаев

Предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья работника (освидетельствуемого) поручаемой ему работе.

Периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся с целью:

Динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска;

Выявления общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;

Своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников.

Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, и приложения 1.2 приказа Минздрава РФ №90, но периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года.

Лица, не достигшие возраста 21 года, проходят периодические медицинские осмотры ежегодно.

Периодические медицинские осмотры (обследования) работников могут проводиться досрочно в соответствии с медицинским заключением или по заключению территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с обязательным обоснованием в направлении причины досрочного (внеочередного) осмотра (обследования).

Предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности.

Работникам, занятым на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение пяти и более лет , периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих лицензии на экспертизу профпригодности и экспертизу связи заболевания с профессией, один раз в пять лет.

Работодатель определяет контингенты и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, и после согласования с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет его за 2 месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований).

Медицинская организация на основании полученного от работодателя поименного списка работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), утверждает совместно с работодателем календарный план проведения медицинских осмотров (обследований).

Руководитель медицинской организации, осуществляющей предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утверждает состав медицинской комиссии, председателем которой должен быть врач-профпатолог или врач иной специальности, имеющий профессиональную подготовку по профпатологии, членами комиссии - специалисты, прошедшие в рамках своей специальности подготовку по профессиональной патологии. Комиссия определяет виды и объемы необходимых исследований с учетом специфики действующих производственных факторов и медицинских противопоказаний к осуществлению или продолжению работы на основании действующих нормативных правовых актов.

Работник для прохождения предварительного медицинского осмотра (обследования) представляет направление, выданное работодателем, в котором указываются вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы, а также паспорт или другой документ, его заменяющий, амбулаторную карту или выписку из нее с результатами периодических осмотров по месту предыдущих работ и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - решение врачебной психиатрической комиссии.

Оформление результатов предварительных и периодических медицинских осмотров:

Заключение медицинской комиссии и результаты медицинского осмотра (обследования), как предварительного, так и периодического, а также выписка из амбулаторной карты работника вносятся в карту предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), а отрывная часть направляется в виде заключения, которая передается в подразделение по окончанию осмотра.

Работник информируется о результатах проведенного медицинского осмотра (обследования).

Медицинская организация совместно с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и представителем работодателя обобщает результаты проведенных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников и составляет заключительный акт по его итогам в четырех экземплярах. Заключительный акт в течение 30 дней должен быть представлен медицинской организацией работодателю, территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и центру профпатологии.

В случае, если при проведении периодического медицинского осмотра (обследования) возникают подозрения на наличие у работника профессионального заболевания, медицинская организация направляет его в установленном порядке в центр профпатологии на экспертизу связи заболевания с профессией.

Центр профпатологии при установлении связи заболевания с профессией составляет медицинское заключение и в 3-дневный срок направляет соответствующее извещение в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, работодателю, страховщику и в медицинскую организацию, направившую работника.

Работник, у которого установлен диагноз профессионального заболевания, центром профпатологии направляется с соответствующим заключением в медицинскую организацию по месту жительства, которая оформляет документы для представления на медико-социальную экспертизу.

7.2 Освещение производственных помещений (рабочее, местное и аварийное). Сроки осмотра и проверки осветительной сети. Сроки очистки светильников (п.п. 2.12.2-2.12.4, 2.12.16 ПТЭЭП, таб. №3 СНиП 23-05-95).

Рабочее освещение - освещение, обеспечивающее нормируемые осветительные условия (освещенность, качество освещения) в помещениях и в местах производства работ вне зданий.

Местное освещение - освещение, дополнительное к общему, создаваемое светильниками, концентрирующими световой поток непосредственно на рабочих местах.

Аварийное освещение - освещение для продолжения работы при аварийном отключении рабочего освещения.

Рабочее и аварийное освещение во всех помещениях, на рабочих местах, открытых пространствах и улицах должно обеспечивать освещенность в соответствии с установленными требованиями.

Применяемые при эксплуатации электроустановок светильники рабочего и аварийного освещения должны быть только заводского изготовления и соответствовать требованиям государственных стандартов и технических условий.

Светильники аварийного освещения должны отличаться от светильников рабочего освещения знаками или окраской.

Питание светильников аварийного и рабочего освещения должно осуществляться от независимых источников. При отключении рабочего освещения переключение на аварийное должно происходить автоматически или вручную, согласно проектным решениям, исходя из целесообразности по местным условиям и в соответствии с требованиями правил устройства электроустановок.

Питание сети аварийного освещения по схемам, отличным от проектных, не допускается.

Присоединение к сети аварийного освещения переносных трансформаторов и других видов нагрузок, не относящихся к этому освещению, не допускается.

Сеть аварийного освещения должна быть выполнена без штепсельных розеток.

Наименования электроприемников (в частности, светильников) должны быть изложены так, чтобы работники, включающие или отключающие единично расположенные или групповые светильники, смогли бы безошибочно производить эти действия.

Использование сетей освещения для подключения каких-либо переносных или передвижных электроприемников не допускается.

Для питания переносных (ручных) электрических светильников в помещениях с повышенной опасностью и в особо опасных помещениях должно применяться напряжение не выше 50 В, а при работах в особо неблагоприятных условиях и в наружных установках - не выше 12 В.

Вилки приборов на напряжение 12 - 50 В не должны входить в розетки с более высоким номинальным напряжением. В помещениях, в которых используется напряжение двух и более номиналов, на всех штепсельных розетках должны быть надписи с указанием номинального напряжения.

Использование автотрансформаторов для питания светильников сети 12 - 50 В не разрешается.

Применение для переносного освещения люминесцентных ламп, не укрепленных на жестких опорах, не допускается.

Очистку светильников, осмотр и ремонт сети электрического освещения должен выполнять по графику (плану ППР) квалифицированный персонал. Очистку светильников производить согласно СНиП 23-05-95, в зависимости от группы светильников, но не реже 4 раз в год (п. 3.44.27 ПОТ РМ 14000-001)

Периодичность работ по очистке светильников и проверке технического состояния осветительных установок Потребителя (наличие и целость стекол, решеток и сеток, исправность уплотнений светильников специального назначения и т.п.) должна быть установлена ответственным за электрохозяйство Потребителя с учетом местных условий. На участках, подверженных усиленному загрязнению, очистка светильников должна выполняться по особому графику.

Осмотр и проверка сети освещения должны проводиться в следующие сроки:

проверка исправности аварийного освещения при отключении рабочего освещения - 2 раза в год;

измерение освещенности внутри помещений (в т.ч. участков, отдельных рабочих мест, проходов и т.д.) - при вводе сети в эксплуатацию в соответствии с нормами освещенности, при аттестации рабочих мест, а также при изменении функционального назначения помещения.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" с 1 января 2012 года утверждаются перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и видов работ (далее – перечень факторов и перечень работ), при наличии которых проводятся обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры работников (далее – медосмотры). Одновременно вводится новый порядок их проведения.

Отменены приказы № 90 и № 83

При этом приказы Минздравмедпрома России от 14.03.1996 № 90 и Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83, а также п.11, п. 12 (за исключением пп. 12.2, 12.11, 12.12) и п. 13 приложения № 2 к приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555, регламентирующие требования к организации и проведению медосмотров в настоящее время, утрачивают силу.

Новый приказ закрепил обязанность работодателя по организации проведения медосмотров работников, а также определил ответственность медицинской организации за качество их проведения.

Следует отметить, что основные цели медосмотров, перечень факторов и перечень работ, требования к медицинским организациям, имеющим право на их проведение, практически не изменились. Медосмотры проводятся на основании утверждаемых работодателем перечней контингентов профессий и составленных на их основе поименных списков работников.

Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке.

В качестве источника информации о наличии на рабочих местах производственных факторов, помимо результатов рабочих мест по условиям труда могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамка контрольно-надзорной деятельности, производственно-лабораторного контроля, а также эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудования, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности, и работники, выполняющие работы, предусмотренные перечнем работ.

Поименные списки, направления и календарные планы

Контингенты, а также составленные на их основе поименные списки составляет и утверждает работодатель или его уполномоченный представитель. Не позднее, чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией даты начала проведения периодического осмотра они должны быть направлены в указанную медицинскую организацию.

Теперь в обязанность работодателя входит лишь направление перечня контингентов профессий в территориальный орган Роспотребнадзора по своему фактическому месторасположению в течение 10 дней после его утверждения.

При проведении медосмотров работодатель или его уполномоченный представитель обязан вручить под роспись каждому работнику направление на предварительный (периодический) медицинский осмотр. Работодатель отвечает за учет выданных работникам направлений.

Медицинская организация в 10-дневный срок с момента получения от работодателя поименного списка, но не позднее, чем за 14 дней до согласованной с работодателем даты начала проведения периодического осмотра, на основании указанного поименного списка составляет календарный план проведения такого осмотра. Календарный план необходимо согласовать с работодателем (его представителем). Утверждает план руководитель медицинской организации. Работодатель обязан ознакомить работников с календарным планом не позднее, чем за 10 дней до согласованной с медицинской организацией даты начала проведения периодического осмотра.

Врачебная комиссия

При заключении договора с работодателем о проведении предварительного или периодического медосмотров медицинская организация должна сформировать постоянно действующую врачебную комиссию, в состав которой включаются профпатолог, а также врачи, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности "профпатология". Возглавлять врачебную комиссию должен профпатолог. Состав врачебной комиссии необходимо утвердить приказом по медицинской организации.

Врачебная комиссия на основании поименного списка, перечня факторов и (или) перечня работ определяет необходимость участия в предварительных и периодических осмотрах соответствующих специалистов, а также виды и объемы необходимых лабораторных и функциональных исследований. При проведении предварительных и периодических осмотров всем обследуемым в обязательном порядке проводятся следующие исследования:

Клинический анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, лейкоцитарная формула, СОЭ)

Клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка)

Электрокардиография

Цифровая рентгенография легких в двух проекциях (прямая и правая боковая)

Обзорная рентгенография легких в двух проекциях (прямая и правая боковая) в условиях центра профпатологии или медицинского учреждения, имеющего право на проведение экспертизы профпригодности и связи заболевания с профессией в соответствии с действующим законодательством

Биохимический скрининг (содержание в сыворотке крови глюкозы, холестерина).

Всех женщин осматривает акушер-гинеколог. Не реже 1 раза в год им проводится бактериологическое (на флору) и цитологическое (на атипичные клетки) исследование. Женщины старше 40 лет 1 раз в 2 года должны делать маммографию или УЗИ молочных желез. Заключение психиатра и нарколога является обязательным для всех категорий обследуемых.

Карты амбулаторного больного и паспорта здоровья

На работника, проходящего предварительный или периодический медосмотр, в медорганизации оформляются медицинская карта амбулаторного больного – учетная форма №025\у-04 (утверждена приказом МЗиСР РФ от 22.11.2004 №255), паспорт здоровья (в случае если он ранее не оформлялся), а также заключение по результатам медосмотра.

На каждого работника оформляется один паспорт здоровья, которому присваивается номер с указанием даты заполнения. Паспорта здоровья в период проведения медицинских осмотров хранятся в медицинской организации, а по их окончании вместе с экземпляром медицинского заключения (второй экземпляр медицинского заключения приобщается к амбулаторной карте) выдаются работникам на руки.

Медицинские карты хранятся в установленном порядке в медорганизации, осуществляющей предварительные и (или) периодические осмотры.

Медицинская организация, с которой работодатель не продлил договор на проведение предварительных и (или) периодических осмотров работников, по письменному запросу работодателя должна передать по описи медицинские карты работников в медорганизацию, с которой последний в настоящий момент заключил соответствующий договор.

На основании результатов предварительного или периодического осмотра в установленном порядке определяется принадлежность работника к одной из диспансерных групп с последующим оформлением в медицинской карте и паспорте здоровья рекомендаций по профилактике профессиональных заболеваний и социально значимых болезней, и, при наличии медицинских показаний, дальнейшему наблюдению, лечению и реабилитации.

Сведения из медицинской карты, содержащие результаты осмотров узких специалистов, а также результаты лабораторных и инструментальных исследований вносятся в паспорт здоровья.

Решения комиссии и заключительные акты

Врачебная комиссия выносит решение и оформляет медицинское заключение по результатам предварительного осмотра в течение 3 календарных дней со дня его окончания (в случае периодического осмотра – в течение 15 календарных дней со дня его окончания). Сведения о работниках, прошедших предварительный осмотр, у которых выявлены медицинские противопоказания, указанные в перечне общих медицинских противопоказаний к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, направляются работодателю, выдавшему направление.

По итогам проведения осмотров медицинская организация не позднее чем через зо дней после завершения периодического медосмотра обобщает результаты проведенных периодических осмотров работников и совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в осуществлении государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санэпидблагополучия населения, и представителями работодателя составляет заключительный акт. Один его экземпляр должен храниться в медицинской организации, проводившей периодические осмотры, в течение 50 лет.

В случае ликвидации или смены медицинской организации, осуществляющей медицинские осмотры, медицинские карты работников предаются в центр профпатологии субъекта РФ, на территории которого она расположена, либо, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в центры профпатологии ФМБА. Там они должны храниться в течение 50 лет.

Центр профпатологии на основании письменного запроса медицинской организации, с которой работодатель заключил договор на проведение предварительных и (или) периодических медицинских осмотров, обязан в 10-дневный срок со дня поступления запроса указанной медорганизации передать медицинские карты работников. К запросу в обязательном порядке прилагают копию договора на проведение предварительных и (или) периодических осмотров.

Особые случаи

Участники аварийных ситуаций или инцидентов, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными веществами и производственными факторами с разовым или многократным превышением предельно допустимой концентрации (ПДК) либо предельно допустимого уровня (ПДУ) по действующему фактору, работники, имеющие (имевшие) заключение о предварительном диагнозе профессионального заболевания, лица со стойкими последствиями несчастных случаев на производстве, а также другие работники в случае принятия соответствующего решения врачебной комиссии не реже 1 раза в 5 лет должны проходить периодические осмотры в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих право на проведение предварительных и периодических осмотров, проведение экспертизы связи заболевания с профессией.

Кроме того, не реже одного раза в год в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих право на их проведение и проведение экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией, должны проходить осмотры работники, страдающие острыми и хроническими профессиональными заболеваниями.

Государственный надзор (контроль) за соблюдением требований по организации и проведению предварительных, при устройстве на работу, и периодических медосмотров работников осуществляет федеральный орган исполнительной власти, на который возложено выполнение функций по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в рамках имеющихся полномочий. 

Загрузка...